menu
person

Русские осваивали Сибирь при помощи кочей. Экспедиция Андрея Полякова «Цивилизации Сибири»

Сибирь была освоена русскими благодаря использованию кораблей типа коч. Этот факт отражён в издании "Экспедиция Андрея Полякова" (POAN.RU).

Известно, что продвижение русских вглубь Сибири происходило различными путями. Наиболее значимыми были два водных маршрута с севера: один — вдоль северных морей Арктики и устьев крупных сибирских рек, другой — по внутренним рекам, их притокам и соединительным волоковым дорогам между бассейнами различных рек.

Архивные данные свидетельствуют, что ещё в XII–XIII столетиях жители русского севера, поморы, добрались до острова Новая Земля. Позже, во времена конца XVI—начала XVII веков, опытный моряк Афанасий из города Кола совершил семнадцать экспедиций по просторам Северного Ледовитого океана.

Первые путешественники двигались по реке Енисей, исследуя её верховья. Археологические находки, датируемые концом XVI — началом XVII столетия, подтверждают существование зимних стоянок первооткрывателей близ побережья полуострова Таймыр и островов Фаддея и Симса.

В 1610 году торговец Кондратий Куркин предпринял путешествие вниз по течению Енисея от Туруханска, достигнув устья реки Пясины и впервые установив точное положение устья Енисея, ранее неизвестное иностранным исследователям.

Все эти экспедиции осуществлялись на судах особого типа, известных как кочи.

Коч представлял собой типичное одноэтажное однокорпусное судёнышко, предназначенное как для плавания по рекам, так и по морям Русского Севера в период XVI–XVII вв. Оно стало первым русским судном с полноценным рулём, заменившим примитивное рулевое весло (позднее руль сменился штурвалом). Длина судна составляла примерно 20 метров, оно оснащалось парусами и могло двигаться также на гребле.

Название корабля произошло от слова «коца», означающего своеобразную дополнительную оболочку корпуса судна («ледовую шубу»), расположенную вблизи ватерлинии.

Экипаж такого судна состоял приблизительно из 35–42 человек, при этом корабль мог перевозить груз весом до 30 тонн. Небольшая глубина погружения (примерно 2 метра) позволяла судну свободно маневрировать возле береговых линий, входить в реку и легко проходить волоковые пути.

Форма корпуса имела яйцевидный профиль, что обеспечивало устойчивость судна среди дрейфующих льдов, препятствуя разрушению корпуса давлением льда и помогая приподниматься над ним.

Изначально строительством судов занимались мастера-поморы, впоследствии ремеслом овладели другие народности, переселившиеся за Уральские горы.

Во второй половине XVI века такие суда получили широкое распространение на севере России. Массовое производство кочей особенно активно велось в регионах Карелии, Мангазеи, Ямала, Берёзова, Кеми, Якутска и Енисейска.

Однако уже в XVIII веке изготовление отличных российских кочей остановилось согласно указу царя Петра I, который предпочитал зарубежные образцы судостроения, плохо приспособленные к специфическим условиям России.

Текст и фото - Андрей Поляков

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Артефакты со смыслом – наконечник стрелы и подкова. Экспедиция Андрея Полякова «Цивилизации Юга Сибири»

Салбыкский курган – хакасский стоунхэндж. Экспедиция Андрея Полякова

Спящий Саян. Не пора ли очнуться? Экспедиция Андрея Полякова «Цивилизации Юга Сибири»

Красный Остров и Мишарские татары в программе "Экспедиция Андрея Полякова"

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Телепрограмма "По Пути Афанасия Никитина". Выпуск 1. Маршрут 2024. "Экспедиция Андрея Полякова"

Агентство популярной Информации API TV

Категория: Андрей Поляков | Добавил: PoAN (07.06.2025)
Просмотров: 8559 | Теги: API TV, Экспедиция Андрея Полякова, Андрей Поляков, Цивилизации Сибири, экспедиция | Рейтинг: 5.0/176