menu
person

У Музея кино и ВИЭМ откроется совместная выставка «Высшая проба. Золотное шитье в кино»

21 ноября в Торжке откроется совместная выставка Музея кино и Всероссийского историко-этнографического музея «Высшая проба. Золотное шитье в кино».

На примере фондовых предметов двух музеев выставка расскажет о технологии и истории промысла, а также его отражении в кинематографе.

Самый известный новоторжский промысел – золотное шитьё. Изначально оно было частью церковных облачений и постепенно перекочевало в одежду царствующих особ. Распространившись среди разных слоёв населения, в XVII–XVIII веках оно стало неотъемлемым атрибутом в одежде государственных чиновников, частью парадных костюмов и мундиров. Выставка «Высшая проба. Золотное шитье в кино» на примерах фондовых предметов ВИЭМ рассказывает о технологии и истории новоторжского золотного шитья, а предметы из фондов Музея кино показывают роль вышивки в раскрытии образа героя через форменные костюмы и их элементы, расшитые золотом.

Здесь представлены образцы золотного шитья первой половины XX века, материалы и инструменты, которыми пользуются золотошвеи, а также работы новоторжских мастериц разных эпох: оклады икон, детали интерьера, элементы одежды. А среди самых любопытных экспонатов раздела о кино – костюм Никиты Михалкова в роли императора Александра III из фильма «Сибирский цирюльник» (1998) и мундир Олега Янковского в роли Алексея Каренина из фильма «Анна Каренина» (2009).

Для кино золотая канитель на форменном костюме — это, прежде всего, знаки различия. Особые метки, помогающие определить принадлежность героя к конкретному обществу, его статус, и раскрыть образ с первых минут появления в кадре: чем выше было положение чиновника, тем богаче был его мундир, тем больше на нем канительного золота.

Оригинальное золотошвейное искусство в кадре – большая редкость. В силу трудоёмкости и дороговизны исполнения, художники по костюму чаще прибегают к имитации. Стилизуя исходные исторические образцы и материал, они выделяют характерные внешние особенности в самостоятельные средства выразительности. Золотную вышивку для костюмов в 1960-х–1970-х годов в Торжке заказывала киностудия «Мосфильм». Здесь производились костюмы к фильмам «Война и мир», «Анна Каренина», «Ватерлоо», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и другим. Вышивка мундиров и костюмов в фильмах конца ХХ – начала ХХI в. – это чаще всего искусная имитация.

Так, например, в представленных в коллекции музея костюмах из кинофильма «Русский Бунт» (реж. А. Прошкин), художник по костюму Наталья Полях имитирует технику лицевого шитья с характерной выпуклой поверхностью через аппликацию тканных орнаментов, дополняя её отделкой крученными золотистыми нитями и золотистыми галунами.

Несмотря на замену материала, вышивка передаёт общую стилистику позднего барокко. А обильно украшенные костюмы: генеральские мундиры, камзолы придворных и ливреи камердинеров отражают богатую орнаментальную вариативность, где у каждого рода форменного костюма свой особенный. Таким образом, благодаря вышивке художник создает широкую социальную палитру общества 1770-х годов.

К концу XIX века отделка стала более сдержанной, под стать стилю классицизм. Золотное шитье этого периода можно увидеть в сериале «Анна Каренина» (реж. С. Соловьев) на камергерском мундире Алексея Каренина, а также в униформе младшего и старшего офицерства.

Художник по костюму Наталья Дзюбенко хоть и обращается к оригинальной золотошвейной технике, но в качестве канители использует современную металлическую нить. Золотая канитель на воротниках парадной формы имеет плоскую поверхность, нити расположены в разных направлениях для создания эффекта золотого блеска. Отделка на обшлагах имеет выпуклую поверхность — на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из картона, и обшивались металлическими нитями.

Также художница упрощает и сам орнамент — например, взяв за основу исторический образец для мундира Алексея Каренина, она делает его более легким, в прямом и переносном смысле слова: разбавляя пространство декора, уменьшается вес мундира — таким образом, он становится более «носибельным» для актера, которому предстоит находиться в нём по 12 часов ежедневно.

Выставка будет открыта для посещения до 23 февраля 2025 года.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Место и роль туризма в экономике России

Туризм в России: настоящее и перспективы

Андрей Поляков - русский Индиана Джонс

Андрей Поляков: «Мы применяем новейшие технологии в наших экспедициях»

Андрей Поляков о роли журналистики и режиссуры в популяризации активного туризма среди молодежи

Андрей Поляков. Знания о древних цивилизациях могут сделать интересными туристические маршруты для молодежи

По Волге и Оке. Нижний Новгород. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина - 2024"

Памятник Петру и Февронии. Муром. Владимирская область

Первый этап экспедиции «По Пути Афанасия Никитина -2024» завершился

Виталий Шустров: «Наша цель - изучить жизненный путь и открытия Афанасия Никитина»

Афанасий Никитин – Гений Руси. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина – 2024»

Этнопарк эрзянской культуры. Лукоянов

Город Лукоянов отмечает 245 лет со дня основания

Спасо-Преображенский собор. Тверь. Экспедиция «По Пути Афанасия Никитина – 2024»

Памятник Андрею Рублёву во Владимире. Проект «Гении Руси»

Памятник Александру Пушкину во Владимире. Проект «Гении Руси»

API TV и Андрей Поляков запустили проект «Гении Руси»

Большое Болдино. А.С. Пушкину – 225. Проект «Гении Руси». Экспедиция Андрея Полякова

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Музеи | Добавил: PoAN (15.11.2024)
Просмотров: 2980 | Теги: музей, кино, API TV | Рейтинг: 5.0/44