В одном из красивейших мест Хакасии, невдалеке от трехсотлетнего аала – села - Усть-Сос, раскинулся одноимённый музей под открытым небом. Место окружено горами и представляет собой Минусинскую котловину в миниатюре. Чтобы слиться с первозданной природой, в Усть-Сосе непременно предлагают совершить обряд подвязывания цветных ленточек - Чалама. Хранительница музея Татьяна Тюкпеева начинает таинство с окуривания Богородской травой. Тимьян ползучий или Чабрец, как называют его в народе, собирается строго в определенное время. Затем трижды необходимо пройти по часовой стрелке вокруг коновязи и в заключении, в строгом соответствии с обычаями, повязать ленточки чалама. Каждый цвет имеет определенное значение: белый – чистота, синий – цвет неба и мира, красный – огонь и солнце, зеленый – цвет леса. В Усть-Сос можно погрузиться в атмосферу, в которой жили наши далёкие и близкие предки, почувствовать природу и её духов. Хакасская юрта – лучшее место для этого. Деревянным исконное жилище хакасов стало в начале 19-го века, когда в Минусинскую котловину пришло казачество и русское население. Местные жители стали использовать и перенимать новые приёмы строительства, хотя на территории Хакасии на протяжении тысяч лет существовала срубная культура домов. Хакасы никогда не были кочевниками и применяли отгонное скотоводство - у них были зимние и летние жилища. Деревянные шестигранные и восьмигранные юрты в точности повторяли берестяные и войлочные аналоги, но, естественно, были намного прочнее и долговечнее. Материалом для срубов выбиралась лиственница. Брёвна укладывали в 8-10 венцов на слой бересты, который отделял стену от земли. Высота юрты могла доходить 3,5 м, диаметр - до 6-8 м. Полом служила хорошо утрамбованная почва. Крыша возводилась в виде купола, её выстилали берестой или досками. В центре оставляли отверстие для дымохода. Юрту всегда чётко ориентируют по сторонам света. Вход располагается с восточной стороны, кровать - с западной. Южная сторона, слева от входа, - мужская территория, там находились орудия труда и охоты. Северная - женская половина. Очаг выкладывали строго по середине. Между ним и кроватью располагали небольшой столик, за ним сидели, подогнув ноги. На стол запрещалось садиться и даже облокачиваться, нельзя было смахивать крошки в сторону двери. Около кровати подвешивали колыбель, старшие дети спали на шкурах вокруг очага. В каждой юрте находились семейно-родовые тёси, которые делали шаманы для сохранения семьи и оберегания её от пагубного воздействия духов. Их количество было строго – три, семь или девять. Перед входом в жилище устанавливали коновязь. Ласточка в юрте считалась добрым знаком, её гнездо охранялось. На территории музея Усть-Сос находится памятник окуневской эпохи «Хуртуях тас палазы - Алтын Арчол». Он был установлен во II-III тысячелетии до нашей эры. Изваяние с человеческим лицом в 2000-м году обнаружил на берегу реки Абакан местный рыбак. Он предположил, что находка является окаменевшим сыном Великой каменной матери Улуг Хуртуях тас. Позднее с этой гипотезой согласились и учёные. Согласно легенде, Хуртуях, спасаясь от врагов, спустилась с горы Хызыл Хая и решила перебраться через реку Абакан. Однако во время перехода она потеряла сына. Хакасы считают, что камень помогает излечиться от недугов. Участники экспедиции «Цивилизации Юга Сибири 2019» ранее посетили два аналогичных камня с личинами – Ах Тас и Улуг Хуртуях тас, оба они, как выяснилось, стоят в зонах разлома земной коры. Это не случайное совпадение, скорее всего, камни – это маркеры. Но какую систему они составляют, пока остаётся необъяснимым. Самые интересные места, связанные в глубокой древностью, как правило, находятся в труднодоступных местах. Гора Хызыл Хая (Красная скала) – одно из них. Подъём в гору требует определённых усилий. Но с вершины открывается неповторимая панорама на реку Абакан. На скалах сохранились 9 уникальных писаниц.Они в полной мере отображают жизнь прошлых поколений. Одна из наскальных стел с изображением баранов-архаров, оленей, образами горных духов и другими символами имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. На скале легко узнаваем горный баран архар со спиралевидными рогами. А существо рядом с ним символизирует духа гор, тайги, который посылает в ответ охотнику добычу в виде животных за его мольбы и подношения. Но не все символы до сих пор имеют однозначное толкование. Вызывает споры, например рогатое животное, которое одинаково поджимает в беге и передние и задние конечности. Идентифицировать его также не смогли до настоящего времени. Художник Александр Пешков считает, что Хакасия обладает мощной женской энергетикой. Древние богини-матери, застывшие в камне, а также сама Земля, на протяжении тысячелетий исцеляют всех жаждущих. Сегодня Хакасия открывает себя миру и у жителей России есть уникальный шанс вобрать в себя всю силу её животворящих изваяний и первозданных заповедников. Андрей Поляков (Фото и видео - автора) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: "Чудодейственные изваяния Юга Сибири". Экспедиция Андрея Полякова Агентство Популярной Информации API TV | |
| |
Просмотров: 3687 | | |