menu
person

Дмитрий Потапенко: «Реки России — это подарок природы, дарованный нашим предкам»

Реки России всегда были не просто природным богатством, но и ключевым фактором развития страны. Они связывали регионы, обеспечивали торговлю и становились основой культурного обмена. Однако в современном мире их значение незаслуженно отодвинуто на второй план.

Дмитрий Потапенко, президент Ассоциации «Афанасий Никитин», делится своим видением роли российских рек в истории и будущем страны. В интервью он размышляет о забытых традициях судоходства, последствиях игнорирования водных путей и предлагает пути возрождения этого важнейшего ресурса для экономики и общества.

Что ждет реки России в XXI веке? Как вернуть им статус главных транспортных артерий и источников процветания регионов? Ответы на эти вопросы даёт Дмитрий Потапенко.

Историческая роль рек в развитии России

- Дмитрий Владимирович, почему вы считаете реки ключевым элементом российской истории и экономики?

- Мы забыли, что большую часть своей истории русские передвигались и перемещали товары преимущественно по рекам. До появления железных дорог и автомобилей реки были единственным действенным средством коммуникации. Волга, Кама, Ока и другие водные пути определяли не только экономическое, но и культурное, и геополитическое развитие страны.

Путешествие по суше — будь то через леса или поля — было крайне сложно и невыгодно. Реки же позволяли быстро и дешево преодолевать огромные расстояния, сохраняя связи между народами и территориями. Например, грузы массой от 200 до 800 тонн беспрепятственно шли вниз по Волге до Астрахани, где их перегружали на суда для дальнейшего следования по морям. Это создавало мощный торговый поток, охватывающий всю страну.

Уникальность российских рек

- Чем отличаются российские реки от других мировых водных путей?

- Россия — уникальная страна с самой обширной сетью рек в мире. Наши предки использовали реки круглый год: летом и весной по открытой воде, зимой — по льду. Без рек было бы невозможно ни завоевание Казани, ни освоение Сибири. Любая попытка продвижения через леса и болота была бы бессмысленной тратой сил и средств.

Эта традиция использования рек сохранилась почти тысячу лет. Однако в постсоветский период мы фактически отказались от этого богатства. Современные руководители забыли, какую ценность представляют наши реки. Между тем, отказ от использования природного богатства влечет серьезные последствия для экономики и культуры страны.

Миссия Ассоциации «Афанасий Никитин»

- Какую цель ставит перед собой ваша ассоциация?

- Ассоциация «Афанасий Никитин» была создана по инициативе известных деятелей науки и бизнеса. Наша задача — вернуть понимание важности рек для экономики России. Мы убеждены, что будущее отечественного бизнеса и торговли лежит именно на водоемах.

Автомобильные и железнодорожные перевозки обходятся намного дороже и требуют постоянных денежных вложений. Реки, напротив, предоставлены нам природой бесплатно и готовы служить человеку столько, сколько понадобится. Исконные товары — лес, сырье, сельскохозяйственная продукция — движутся естественным путем, используя течение рек. Именно реки способны приносить пользу обществу, превращая природные ресурсы в источник дохода и благосостояния.

Наша задача — напомнить предпринимателям, чиновникам и общественности о том, какое значение имели и продолжают иметь российские реки для отечественной экономики и культуры.

Современные вызовы и ошибки

- Какие ошибки, на ваш взгляд, допускаются сегодня в отношении речного транспорта?

- К сожалению, российские чиновники все еще мечтают о суперсовременных больших кораблях, считая их обязательным элементом национального успеха. Однако, когда такой корабль, наконец, появится, спрос на него окажется нулевым. Причина проста: восемь миллионов гектаров заброшенных сельскохозяйственных угодий вдоль берегов Волги остаются без внимания. Земледельцы покидают территорию, местное население исчезает, и с ним уходит целое поколение крестьян, привыкших возделывать землю и вести традиционный образ жизни.

Всё это приводит к гибели традиционного сельского хозяйства, отсутствию нормального орошения и других составляющих, жизненно важных для региона. К моменту окончания постройки большого корабля процесс уже будет нереализуемым. Уже сейчас видно, что Волга постоянно мельчает, теряя воду, а прогнозы подтверждают невозможность сохранения требуемой глубины для крупных судов с осадкой 3,8–4,5 метра. Ученые единодушны: такие показатели невозможны, и такое судно вряд ли найдет применение.

Возвращение к традиционным методам

- Какие альтернативы вы предлагаете?

- Главное — вернуться к традиционным видам судоходства, подобным тем, что используются на Миссисипи, Миссури, Ганге, Дунае и Сене. Во Франции ежегодно десятки тысяч тонн зерна и другого продовольствия отправляются небольшими судами прямо в Атлантику и дальше, в Европу. Каждое судно приносит хороший доход, позволяя развиваться фермерскому сообществу и сельской местности.

Что действительно нужно — это поддержка малых и средних судов, которые могут полноценно взаимодействовать с мелкими производителями сельхозпродукции, создавая эффективный механизм снабжения и экспортирования продукции. Настоящий прорыв возможен лишь тогда, когда государственная программа примет реальные нужды сельских жителей и даст шанс восстановить внутреннее судоходство на мелководье.

Именно мелкие и средние суда смогут снова соединить отдаленные уголки России с внешним миром, наполнив реки жизнью и движением.

Геополитическое значение рек

- Как реки могут повлиять на геополитическую ситуацию в регионе?

- Реки, такие как Волга, исторически были связующим звеном между Россией и Персией (Ираном). Через них проходили торговые пути, которые обеспечивали взаимодействие двух государств. Сегодня, когда политическая ситуация в регионе сложна, реки остаются наиболее надежным маршрутом. Например, морской маршрут через север Ирана остается логичным решением для современности.

Мы можем сколько угодно пытаться пройти через Дагестан, Азербайджан или Туркменистан, но эти маршруты зависят от политической конъюнктуры. Единственный надежный путь — это использование рек.

- Какой совет вы дали бы тем, кто хочет возродить речное судоходство в России?

- Начните с малого. Не нужно строить гигантские корабли или углублять реки до невозможных глубин. Используйте существующие ресурсы, покупайте суда на вторичном рынке и создавайте программы для малого и среднего бизнеса. Пусть река вновь станет магистралью, соединяющей север и юг, восток и запад нашей необъятной Родины.

Реки России — это подарок природы, дарованный нашим предкам. Их правильное использование способно принести огромную пользу всему населению. Современный подход должен учитывать исторический опыт и ориентироваться на принципы, доказавшие свою эффективность.

Светлана Мельникова (Фото – автора)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Крохино. Тайны «Северной Атлантиды». Экспедиция Андрея Полякова «Сакральный Север Руси - 2025»

Выставка «Розливались реки быстрые...» в Вологде рассказывает о «Северной Атлантиде»

Русские осваивали Сибирь при помощи кочей. Экспедиция «Цивилизации Сибири»

Уличная экспозиция якорей. Северный морской музей. Архангельск

Древние люди из Сунгиря. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина»

Древний город Муром. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Древний Городец. Телепроект. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Афанасий Никитин – Гений Руси. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина – 2024»

Телепрограмма "По Пути Афанасия Никитина". Маршрут 2024. "Экспедиция Андрея Полякова"

По Волге и Оке. Нижний Новгород. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина - 2024"

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Hi-Tech | Добавил: PoAN (29.09.2025)
Просмотров: 4852 | Теги: волга, API TV, афанасий никитин, Реки, каспийское море | Рейтинг: 5.0/69