menu
person

Александр Юк: «Четыре четверти» – история любви необыкновенно красивой, светлой, глубокой и жертвенной»

24 апреля в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля состоялась мировая премьера фильма «Четыре четверти» кинокомпании «Киноглаз».

Автор книги Александр Юк рассказал, когда и как ему пришла идея написать роман, насколько эта история автобиографична, почему книга стала настоящим бестселлером у молодежи и в чем секрет ее популярности, как соотносятся экранные герои с литературными персонажами и многое другое.

- Вы упоминали, что задумали роман «Четыре четверти. Взрослая хроника школьной любви», когда были выпускником школы, но осуществили свой замысел лишь четверть века спустя. Теперь, спустя еще 20 лет состоится премьера фильма по вашей книге. С чего начиналась как работа над книгой, так и работа над фильмом?

- Да, первоначальная идея книги родилась, когда я сам заканчивал физмат-школу. Я даже имел нахальство написать по нему вступительное сочинение в институт, «забыв» упомянуть автора. А в последнем предложении я все же написал: «Но пока этот роман существует только в моей голове, но когда-нибудь я его обязательно напишу». Потом, уже став физиком-теоретиком, кандидатом физико-математических наук, я продолжал вынашивать идею романа. Она, конечно, менялась и «взрослела» вместе со мной. И даже шестое, приуроченное к экранизации издание книги отличается от ее первого издания 2003 года. Фантастический отклик, который имела книга, возникшие вокруг нее фан-клубы, гудящий Интернет, любительские сиквелы, стихи, картины, споры, дискуссии среди читателей, перечитывающих книгу по 3… по 8 раз, собирающие все издания, не расстающиеся с книгой уже многие годы – всё это не могло не заразить меня мыслью о ее экранизации. Об этом постоянно писали поклонники романа, даже предлагали свое финансирование. Путь в кинематограф подсказал мне Натан Заблоцкис – литературный агент Александры Марининой, который сотрудничал со мной еще по первому роману. Только на написание сценария у нас с А. Степановым ушло 4 года. В результате фильм был снят по седьмому сценарию. 

- Насколько ваш роман автобиографичен? Какие события и герои взяты из жизни, а какие полностью придуманы вами? Расскажите подробнее о том, как вы комбинировали героев и время, из чего создавалась эта история.

- Непростой вопрос. В романе мало придуманного. Так же, как и мало художественно не переосмысленного. Большинство героев и сюжетов взяты из жизни, но не обязательно из моей личной жизни. Да, я, как и моя жена, которую, как нетрудно догадаться, зовут Маша, учились в одном классе физмат-школы. И атмосфера, взаимоотношения в классе, школьная дружба, пронесенная нашей компанией через всю жизнь, легли в основу романа. Но когда я дарю книгу друзьям, то обязательно проговариваю: «Если ты узнал себя в этом романе... то ты ошибся». Многое привнесено из чужих жизненных историй, в том числе судьбы моих сыновей, оканчивавших ту же школу в описанное в романе время. И все же, когда главный редактор хотел поправить текст, где Женя режет себе ножом тыльную сторону ладони («Тыльную сторону резать нельзя – там вены»), я просто показал шрам на руке. Хотя в фильме наш герой порезал ладонь не так. И «шкета», который есть и в книге, и в фильме, ребята потом поймали… но отпустили: что с него взять?

Я сохранил в романе в первую очередь то, что неподвластно времени и временам: безграничную любовь, истинную дружбу, верность, чистоту.

- Экранизация собственной книги по-настоящему важна для каждого автора. И одной из самых главных задач становится «встреча с тем самым режиссером». Евгения Ильинична отметила, что вам посоветовали ее как режиссера, а когда вы познакомились, то сразу нашли общий язык. Как состоялось ваше знакомство и как шла работа над сценарием?

- Я не люблю слово «повезло». Твой выбор режиссера и выбор режиссером тебя – это всегда обоюдный и не случайный процесс. Я счастлив, что мы с Евгенией Ильиничной нашли друг друга. Такой душевный, нежный и в то же время серьезный фильм могла снять не просто одна из самых погруженных в мир кинематографа профессионалов, но только женщина, тонко чувствующая. Когда собственная доброта, интеллигентность и благородство перетекают на экран естественным продолжением режиссера. Известный кинопродюсер Илья Неретин, с которым мы начинали работу над этим проектом, посоветовал мне Евгению и не ошибся. Чисто по-человечески, мне кажется, мы очень близки по отношению к людям и миру. Что не мешало нашим бесконечным жарким спорам на съемочной площадке. Каждый желал получить только самую лучшую картину, но режиссер смотрела на эту задачу глазами профессионального киноведа, а я – глазами автора.

- Что для вас как для автора было самым важным, что необходимо перенести из книги на экран?

- Фильм – это всегда компромисс, это не пересказ книги языком кино, но самостоятельное художественное произведение. Я это понимал. Но в наших обсуждениях с режиссером, съемочной группой мне всегда максимально важно было донести смыслы, зашитые в роман. Перенести героев из книги в фильм было непростой задачей. И я, как мог, старался сохранить образы именно главных героев, если не внешние, то харАктерные.  Кто читал или будет читать роман, заметят, что многие герои второго плана в фильме переписаны, зачастую в одном слиты несколько персонажей. «Это кино», – говорили мне.

Мне не интересно было снять 1001-ю love story. Чистота и глубина любови наших «Ромео и Джульетты», масштаб чувств, самоотверженность несопоставимы с поверхностными, детскими отношениями их сверстников. Наши герои не идеализированы. В силу своего возраста, короткого жизненного опыта им не избежать ошибок и конфликтов. Юношеский идеализм и максимализм сталкивается с реалиями внешнего мира, испытывает их отношения на прочность. Выбранные ими цели, доставшиеся взрослые проблемы, груз ответственности, который они на себя взвалили, опережают их года. Но я бы хотел, чтобы зрители согласились: они заслужили, выстрадали свое право на любовь. И это совсем недетская история, недетские отношения.

- Роман был опубликован в 2003-ем году, и уже тогда обрел культовый статус. И теперь зрителями фильма станут не только читатели книги, но и современная молодежь, и те, кто был юным в 2000-е. Как вы оцениваете потенциальную аудиторию фильма?

- Когда режиссер задала мне вопрос: «Для кого мы снимаем этот фильм?», я сформулировал так: «Для читателей моего романа… даже если они ни разу не держали его в руках». Это те молодые (от 14-20 лет) или не очень, и даже совсем не молодые люди, которым недостаточно мейнстримных экшенов и фэнтези. Которым не хватает в современных художественных произведениях глубоких непридуманных чувств, искренних переживаний и сопереживаний, кто способен и готов задуматься, соотнести себя и героев сегодня или в годы своей юности. А такая потребность или есть, или ее нет. И это не зависит от возраста. Как показала история книги «Четыре четверти», те, кто прочли ее впервые в 14-17 лет, потом не раз перечитывают ее в более зрелом возрасте, открывая каждый раз для себя новое, что приходит со взрослением и опытом. Вопросы нравственной чистоты, безоговорочной любви, верности и жертвенности – вне времени, вне возрастов. Как трагедия «Ромео и Джульетты». 

- Главные роли исполнили потрясающие молодые актеры Анастасия Ермошина и Пётр Безменов. Как, на ваш взгляд, соотносятся экранные герои с вашими литературными? Насколько актерам удалось уловить суть своих персонажей?

- Поиск исполнителей на роль главных героев оказался самым сложным. Более 200 претендентов со всей страны прошли через пробы, но найти «нашу» Машу мы никак не могли. И уже буквально за неделю до начала съемок мне звонит режиссер: «Эврика! Приезжайте на пробы! Она, может быть, не так точно попадает внешне в описанный в вашем романе образ, но умоляю, согласитесь – как она играет!» Это было правда: уже на пробах ни режиссер, ни я не смогли сдержать слез. Дебютантка Настя Ермошина – настоящее открытие, о котором мечтает каждый режиссер.  Мы надеемся на ее яркую сценическую звезду. Роль Маши необычайно сложная, тонкая, в постоянном развитии. И я ей поверил.

А на роль Жени под конец кастинга оставалось два претендента. У второго был больший опыт (хотя и Петя в свои 18 лет сыграл уже десяток ролей в кино), и мы пребывали в нерешительности перед выбором. И тогда возникла идея: «Давайте спросим у Насти». И Настя, не раздумывая, назвала Петра Безменова. А я, если честно, и не сомневался: в Пете была именно та внутренняя теплота, искренность и в то же время благородство, которое он прекрасно потом перенес в образ Жени. И по ходу съемок Петр всё больше и больше раскрывался как настоящий состоявшийся актер, уловивший характер и многогранность своего героя.

- Эта история не только и не столько о первой любви, она об умении слышать друг друга, ценить и уважать, принимать взвешенные и сложные решения, пытаться найти свой путь в жизни и многом другом. О чем в первую очередь вы хотите, чтобы читатель/зритель задумался, на что обратил внимание?

- «Четыре четверти» – история любви необыкновенно красивой, светлой, глубокой и жертвенной. Именно о такой настоящей любви мечтают переступающие через порог детства. Она должна быть в этом циничном и прагматичном мире – чистая, незапятнанная, без которой невозможно дышать. Но она приходит лишь к тем, кто достоин такой любви. Какая она будет, ваша любовь, зависит от вас, вашего выбора. И как ее сберечь от внешних, но главное, от ваших внутренних опасностей.  Судьба человека – продолжение его характера. Ни книга, ни фильм не дают ответов, но ставят вопросы, для каждого свои, на которые вы сами должны найти ответ. Мы предлагаем образы и образцы отношений, яркие, неординарные, позитивные. И если они проникнут в душу, дойдут до самого сердца, тогда они подскажут верный путь, помогут избежать ошибок и разочарований. 

- Вы присутствовали на съемках фильма. Каким для вас стал этот опыт погружения в кинематограф?

- Я был почти на всех съемках. Конечно, я понимал, что снять фильм – очень сложный процесс. Но все-таки не представлял на сколько сложный! «Четыре четверти» – мой дебют во всех качествах: автора, сценариста, продюсера, даже мини-актера. Несмотря на перенасыщенный график и безумный темп жизни, ночные, до рассвета съемки и хронический недосып я находился в состоянии эйфории и не замечал усталости. Киносъемки и постпродакшен заняли больше двух лет. «Не сериал снимаем», – чаще всего звучало на площадке.  И мне немного жаль, что всё это сумасшествие уже позади. Безусловно, это было самое интересное время в моей жизни!

Фильм «Четыре четверти»

Год: 2024
Жанр: романтическая драма
Продолжительность: 152 мин.
Страна: Россия
Производство: ООО «Киноглаз»
Режиссер: Евгения Тирдатова
Авторы сценария: Алексей Степанов, Александр Юк, Евгения Тирдатова
Генеральный продюсер: Евгения Тирдатова
Продюсер: Александр Юк
Исполнительный продюсер: Константин Серебряков
Оператор: Ирина Уральская
Композитор: Михаил Афанасьев
Художник-постановщик: Дмитрий Семагин
Режиссер монтажа: Борис Мнухин
Звукорежиссер: Роман Хохлов
В ролях: Анастасия Ермошина, Пётр Безменов, Надежда Михалкова, Инга Оболдина, Любовь Толкалина, Андрей Ильин, Кирилл Гребенщиков, Ирина Пегова и другие.

Синопсис. Маша вынуждена переехать из родного Петербурга в Москву. Новый город встретил приключением: к ней в комнату по карнизу забрался незнакомый парень. По иронии судьбы он, Женя Мартов, окажется новым одноклассником Маши, ее самым близким другом и первой настоящей любовью. Вместе им предстоит пройти через непонимание родителей и близких друзей, проблемы в школе и их личных взаимоотношениях.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Премьера фильма Евгении Тирдатовой «Четыре четверти» состоится на ММКФ 24 апреля

В Библиотеке киноискусства покажут фильм «Плюмбум, или Опасная игра» к юбилею Александра Миндадзе

В Сети запустили игровой чат-бот к выходу фильма «Марс Экспресс»

Фильм «Марс Экспресс» из программы Каннского кинофестиваля выйдет в российский прокат 8 мая

Фильм «Марс Экспресс». Скоро в кино!

Закончились натурные съемки детективного фильма «Красный шёлк»

Премьера мультфильма «Большое путешествие 3. Вокруг света» состоится в мае

Открыт приём заявок на участие в режиссёрской лаборатории Владимира Панкова во Владивостоке

Анимационный фильм "Последний дракон"выйдет в прокат 6 июня

Фильм "Generation П". Скоро в кинотетарах в разрешении 4k!

Мировая премьера семейного фэнтези-фильма «Чертов камень» состоялась на ММКФ

Павел Дуров объяснил популярность Telegram в Китае

Премьера фильма-оперы «Аида» в рамках проекта «Театр в кино» состоится 21 мая

Когда появилась Криптовалюта?

Андрей Поляков. Салбыкский курган. Больше вопросов, чем ответов

7 фильмов Андрея Полякова "Цивилизации Юга Сибири"

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Кино | Добавил: PoAN (25.04.2024)
Просмотров: 2453 | Теги: кино, API TV | Рейтинг: 5.0/54