В Торжке открылась совместная выставка Музея кино и Всероссийского историко-этнографического музея «Высшая проба. Золотное шитье в кино». На примере фондовых предметов двух музеев выставка рассказывает о технологии и истории промысла, а также его отражении в кинематографе. Среди жемчужин экспозиции - камергерский мундир Алексея Каренина, парадная форма Вронского и костюмы из фильма «Сибирский цирюльник». Всего на выставке представлен 41 экспонат из фондов Центрального музея кино, а также уникальные образцы золотного шитья из фондов ВИЭМ. История Торжка тесно связана с историей кино и золотошвейным промыслом. Город является одним из самых «кинематографичных» в России. Торжокские мастера золотного шитья неоднократно принимали заказы на пошив одежды для киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», а также для многочисленных театральных постановок. «Мы не первый раз проводим выставки, связанные и с золотным шитьем, и с темой кинематографа. Такие выставки позволяют гордиться красотой нашего старинного города, и стараемся, чтобы это ощущение передалось и гостям Торжка, и зрителям русского кино. Сотрудничество с Музеем кино позволяет открыть новую грань старинного искусства», — отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова. «Золотное шитье появляется на экране обычно в кульминационные моменты сюжета. Встреча на балу, смотр войск, приём у императрицы... Конечно, фильмы, в которых оно используется, преимущественно исторического профиля. Один из залов посвящен работе над фильмом «Русский бунт», по мотивам пушкинской «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». Здесь можно увидеть редкие эскизы, проследить, как художник прорабатывает образ персонажа, примеряет его на актёра, погружается в эпоху», — рассказала Светлана Кирьянова, главный хранитель фондов Музея кино. Для кино золотая канитель на форменном костюме — это, прежде всего, знаки различия. Особые метки, помогающие определить принадлежность героя к конкретному обществу, его статус, и раскрыть образ с первых минут появления в кадре: чем выше было положение чиновника, тем богаче был его мундир, тем больше на нем канительного золота. Оригинальное золотошвейное искусство в кадре – большая редкость. В силу трудоёмкости и дороговизны исполнения, художники по костюму чаще прибегают к имитации. Стилизуя исходные исторические образцы и материал, они выделяют характерные внешние особенности в самостоятельные средства выразительности. Золотную вышивку для костюмов в 1960-х–1970-х годов в Торжке заказывала киностудия «Мосфильм». Здесь производились костюмы к фильмам «Война и мир», «Анна Каренина», «Ватерлоо», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и другим. Вышивка мундиров и костюмов в фильмах конца ХХ – начала ХХI в. – это чаще всего искусная имитация. Так, например, в представленных в коллекции музея костюмах из кинофильма «Русский Бунт» (реж. А. Прошкин), художник по костюму Наталья Полях имитирует технику лицевого шитья с характерной выпуклой поверхностью через аппликацию тканных орнаментов, дополняя её отделкой крученными золотистыми нитями и золотистыми галунами. Несмотря на замену материала, вышивка передаёт общую стилистику позднего барокко. А обильно украшенные костюмы: генеральские мундиры, камзолы придворных и ливреи камердинеров отражают богатую орнаментальную вариативность, где у каждого рода форменного костюма свой особенный. Таким образом, благодаря вышивке художник создает широкую социальную палитру общества 1770-х годов. К концу XIX века отделка стала более сдержанной, под стать стилю классицизм. Золотное шитье этого периода можно увидеть в сериале «Анна Каренина» (реж. С. Соловьев) на камергерском мундире Алексея Каренина, а также в униформе младшего и старшего офицерства. Художник по костюму Наталья Дзюбенко хоть и обращается к оригинальной золотошвейной технике, но в качестве канители использует современную металлическую нить. Золотая канитель на воротниках парадной формы имеет плоскую поверхность, нити расположены в разных направлениях для создания эффекта золотого блеска. Отделка на обшлагах имеет выпуклую поверхность — на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из картона, и обшивались металлическими нитями. Также художница упрощает и сам орнамент — например, взяв за основу исторический образец для мундира Алексея Каренина, она делает его более легким, в прямом и переносном смысле слова: разбавляя пространство декора, уменьшается вес мундира — таким образом, он становится более «носибельным» для актера, которому предстоит находиться в нём по 12 часов ежедневно. Выставка будет открыта для посещения до 23 февраля 2025 года. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Место и роль туризма в экономике России Город Лукоянов отмечает 245 лет со дня основания Андрей Поляков - русский Индиана Джонс Андрей Поляков: «Мы применяем новейшие технологии в наших экспедициях» Андрей Поляков о роли журналистики и режиссуры в популяризации активного туризма среди молодежи По Волге и Оке. Нижний Новгород. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина - 2024" Большое Болдино. А.С. Пушкину – 225. Проект «Гении Руси». Экспедиция Андрея Полякова Памятник Петру и Февронии. Муром. Владимирская область Первый этап экспедиции «По Пути Афанасия Никитина -2024» завершился Афанасий Никитин – Гений Руси. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина – 2024» Этнопарк эрзянской культуры. Лукоянов Спасо-Преображенский собор. Тверь. Экспедиция «По Пути Афанасия Никитина – 2024» Памятник Андрею Рублёву во Владимире. Проект «Гении Руси» Памятник Александру Пушкину во Владимире. Проект «Гении Руси» API TV и Андрей Поляков запустили проект «Гении Руси»Косметика: история, понятие, виды и различия "Оперетта Land". Программа «Оперетта – любовь моя!». Ведущая Светлана Мельникова Агентство Популярной Информации API TV | |
| |
Просмотров: 2764 | | |