Случается, что в одном и том же месте существует два параллельных мира. Одно из них – подмосковная деревня Дунино. Она раскинулась на высоких прибрежных склонах, словно растерзанная птица, укрывающая своих детенышей, которые тянут бедную мать в разные стороны. Одни,укрывшись за шестиметровыми заборами роскошных особняков, с упрямым усердием ползут под копыта золотого тельца, другие – защищают от своих нахохлившихся собратьев храм, святой родник и дом-музей Михаила Пришвина, завещавшего хранить эти места в первозданной чистоте и вере, которая, по твердому убеждению писателя, должна быть у человека «естественной как биология». Сам Пришвин, по свидетельству современников, через всю свою жизнь пронес «тайную (порой тайную от себя самого) веру и подвиг во имя нее». Его называли образцом русского человека, от которого шло сияние, «несомненный духовный свет». С отменой цензуры на литературные тексты, поменялось общепринятое представление о Пришвине как только лишь «певце природы». "Боже мой! Как нелегко жилось, как удалось уцелеть! И я хочу все-таки в биографии представить жизнь эту как счастливую", - записывает писатель в дневнике в последние дунинские годы. Несомненно, вера помогла Пришвину не изменять своему истинному призванию. Он не разделял труд на дело «ради души» и «ради хлеба». Против своей воли он не ходил, подобно многим, «на каторгу», а кормился только писательским трудом и дарами любимого леса и земли, к которой относился с неизменным трепетом. Однажды Пришвин заехал в редакцию уважаемого журнала. Он был в дорожной одежде и молодая редакторша брезгливо заметила: «Михал Михалыч! У вас на куртке грязь!» «Не грязь, а земля», - поправил ее писатель. В доме Пришвина никогда не прекращалась жизнь. Он завещал не покидать этот дом, он должен всегда оставаться живым. В Дунине писатель жил с ранней весны и до поздней осени. "Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел", - писал он в рассказе "Москва-река". Дунинские годы были одним из самых плодотворных периодов его творчества. "Работаю с утра на веранде: петух начинает мой день",- записывает Пришвин в своем дневнике. После смерти писателя в его доме был открыт музей, хозяйкой которого до самой кончины в 1979 году являлась вдова Пришвина - Валерия Дмитриевна. Она сама встречала многочисленных гостей из разных уголков, до последних дней работала над изданием трудов мужа. Теперь ее дело продолжают неутомимые энтузиасты. В доме все осталось, как и при жизни писателя – ждет неторопливой руки старенькая пишущая машинка, готов дорожный саквояж и охотничьи сапоги. В гараже стоит под парами начищенный «Москвич», а пчелы на пасеке жужжат своей жизнью. Как и при Пришвине, разбросаны здесь средь высоких сосен деревянные домики, так же плавно несет свои воды мимо высокого ступенчатого берега Москва-река. Только посаженная писателем под окнами веранды елочка стала за эти годы намного выше. И еще к островку покоя, каким выглядит на фоне современных домов с пугающими заборами, домик Пришвина, прибавился островок веры, о котором при жизни писатель и не мечтал – храм-часовня в честь Михаила Архангела. Закладка храма не обошлась без чудес. Место для будущей церкви выбирали всей деревней, пока не остановились на овраге, где прежде сваливали мусор. Овраг расчистили и в основание храма заложили своеобразный краеугольный камень – алебастровое яйцо, привезенное из Иерусалима. Икону с изображением Святого Архангела Михаила довелось держать одной из женщин, спешившей на день рождения больного сына и оказавшейся здесь по случайности. Стоя в котловане, она все время молилась и дала обет Богу, что принесет пользу храму, если ее сын выздоровеет. Так и случилось.
Теперь люди приходят в церковь, а потом заходят в домик Пришвина, или, наоборот – прямо из усадьбы – к архангелу Михаилу, а потом - на целебный источник. Вот и получается, в этом месте «по Пришвину», человек думает и о Боге, и о природе, и о другом человеке». А иначе нельзя, ведь все мы «на этой Земле находимся на ладони Бога. И сколько бы ни бродили в разные стороны, мы все равно останемся на этой ладони». Светлана Мельникова (Фото - Андрей Поляков) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Барсучий лог – младший брат Салбыкского кургана. Экспедиция Андрея Полякова Мачу-Пикчу над Бурундатом. Экспедиция Андрея Полякова Русский Арарат в Сибири. Экспедиция Андрея Полякова Где, как и чем жили представители окуневской культуры. Экспедиция «Цивилизации Сибири» Пещера Асхаби-Кэф. Правда и вымысел «В поисках Ноева ковчега - 2003». Кто снимал Арарат Андрей Поляков. Арарат. Ноев ковчег (По следам Ноя, 2003) Агентство Популярной Информации API TV | |
| |
Просмотров: 2490 | | |