menu
person

"Навеяно музыкой". Императорский фарфор

«Навеяно музыкой». Так называется выставка Императорского фарфорового завода, которая состоялась некоторое время назад в фойе театра «Геликон-опера». Царская посуда и изделия из фарфора гармонируют с показами оперы «Царица».

Об идее этой уникальной выставки рассказывает Директор галереи современного искусства фарфора, кандидат искусствоведения Михаил Тренихин.

- Идея выставки -  соединить искусство в разных его ипостасях. Ведь искусство слова, искусство театра, искусство фарфора являются родственными. В данном случае мы сделали акцент на музыку и театр, не случайно выставка называется «Навеяно музыкой». Фарфор хрупкий и звонкий, он сам по себе музыкален.

В первой витрине представлен бюст Екатерины Великой, которой посвящена опера. Здесь же можно увидеть предметы из коллекции, специально изготовленные  к опере «Царица». Это декоративная тарелка и замечательная туалетная коробочка, сделанная  одним из ведущих художников завода  Ольгой Генриховной Беловой-Вебер. 

Опера «Царица» была поставлена в 2009 году. И тогда тираж этих замечательных изделий был лимитирован,  поэтому сейчас их очень трудно найти. Как правило, подобные вещи очень быстро расходятся по частным коллекциям.  И мы рады показать здесь такие произведения. 

Конечно, мы не могли обойти вниманием огромный царский период, при котором были созданы многие шедевры, которые входят во все каталоги мировых музеев. Например, как этот замечательный сервиз «Коттеджный». 


 
Скульптура «Дама с маской» вполне входит в театральную концепцию. Это изделие  начала ХХ века нашего скульптора Константина Сомова. Он известен не только прекрасной книжной графикой, но и тем, что работал на нашем заводе. 

Также на выставке посетители смогут увидеть сервиз по мотивам собственного эскиза Елизаветы Петровны. Это был первый парадный сервиз для царей. Очень часто сервизы разрабатывались не под конкретного человека, но  и под определённый дворец,  определённую комнату, даже под отдельные театры. Например, Александр Третий,  бывший заядлым театралом,  заказывал такие сервизы. 

Тут же представлены изделия «Петровской ассамблеи», которые показывают галантность того периода. Обратите внимание на виноградовскую чашку.

Вот практически совершенно белый сервиз с минимальными акцентами, подчёркивающий красоту и белизну фарфора. Здесь же размещена скульптура из «бисквита» –  лев из неглазурованного фарфора. На нашем заводе мы делаем  любые виды росписи – подглазурный, надглазурный, инглазурный. Но есть и абсолютно белый, самодостаточный «бисквит».

Небольшой сервиз «Беседа» настраивает на умиротворённый  философский тон. В нижнем ярусе ваза «Маскарад», которая очень подходит к «Геликон-опере» и ее тематике.  

Здесь представлены  чайные пары заслуженного художника Татьяны Афанасьевой, которая работает на нашем заводе с 1971 года. Сервиз называется «Ковчег». Благодаря подсветке чашки смотрятся как гондолы. В содружестве с вазой «Маскарад» это уже целый венецианский карнавал в фарфоре. Такова задумка. 

Почему-то при слове «фарфор» все думают сразу о посуде. Но фарфор может быть монументальным. Это огромные императорские  вазы, детали интерьера. Например, в экспозиции выставки представлен пласт, который может быть и как ваза, и как часть расписанной фарфоровой столешницы в сочетании с бронзовой станиной. Это подглазурная роспись, редкая техника, выполненная  Татьяной  Чепургиной, называется «Карнавал  в Петербурге».

И, как апофеоз, наше самое узнаваемое произведение – кобальтовая сетка. Люди, которые даже не знают о заводе, всегда узнают именно это произведение. Недавно в нашей галерее были японцы. Когда они подошли к витрине с кобальтовой сеткой, они воскликнули: «Мы видели это в Токио! Мы знаем этот фарфор!». Он, действительно, всемирно известен.

Кобальтовая сетка – ровесница Победы. Она создавалась во время блокады Ленинграда. А массовое производство началось с 1950 года. Сегодня более ста видов форм производится с этим орнаментом. Это бренд завода и на твёрдом фарфоре, и на костяном. Она постоянно востребована и является  нашей маркой. 

В 1958 году, к сожалению, уже после смерти Анны Яцкевич, которая создала эту замечательную роспись, кобальтовая сетка получила Первую премию – золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. С тех пор началось  её шествие и по Советскому Союзу, и по всему миру. Надеюсь, так же триумфально будет продолжаться и работа нашего завода. 

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Светлана Мельникова. «Вальс. В ритме Вселенной» в программе «Dance-Non-Stop!»

Лариса Елина. Куплеты Адели из оперетты "Летучая мышь"

В Москве состоялся XXVIII Кубок ЦСКА «Вальс Победы» - 2024

Премьера спектакля «Император Атлантиды» состоится в «Геликон-опере»

Юлия Латышева: «Мне очень нравится разгадывать людей, исследовать их зоны роста, их места силы»

Премьера фильма "Любви не бывает?" состоялась в кинотеатре «Иллюзион»

7 фильмов Андрея Полякова "Цивилизации Юга Сибири"

Сундуки: древний Храм Времени. Экспедиция Андрея Полякова «Цивилизации Юга Сибири»

Андрей Поляков. Салбыкский курган. Больше вопросов, чем ответов

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Искусство | Добавил: PoAN (06.05.2024)
Просмотров: 3490 | Теги: Фарфор, API TV | Рейтинг: 5.0/151