menu
person

Шедевры Стравинского и Чайковского прозвучали на Исторической сцене Большого театра

Симфонический оркестр Большого театра исполнил шедевры Стравинского и Чайковского на Исторической сцене.

В программу вошли произведения Игоря Стравинского и Петра Чайковского.

За дирижёрским пультом — Валерий Гергиев.

В первом отделении прозвучала музыка балета «Жар-птица». Именно с этой работы для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже началась для Игоря Стравинского история всемирной славы. Ворвавшийся в Европу сказочный русский дух «Жар-птицы» перевернул привычные представления о национальном колорите: фантастические образы, знакомые по произведениям Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова, играют здесь совершенно новыми красками. Оркестр магнетизирует ритмами Заколдованного сада Кащея и завораживает мелодией Колыбельной Жар-птицы — его изобразительная сила позволяет зримо представить и стихийный Поганый пляс Кащеева царства, и сияющий колокольный апофеоз финала балета.

Важное значение в музыкальной драматургии балета имеют две народные темы, заимствованные Стравинским из сборника Н.А. Римского-Корсакова  «Сто русских народных песен»: в «Хороводе царевен», лирической кульминации Первой картины, звучит песня «Как по садику», в конце Второй картины — песня «У ворот сосна раскачалася». Если песня «Как по садику» в обработке Стравинского сохраняет свой мелодико-ритмический облик и лирический характер (хотя и подвергается интенсивному варьированию), то вторую тему, изначально нотированную на 3/4, композитор переритмизует на 7/4, избавляясь от монотонии периодичности, и блестяще оркеструет её на манер «колокольных» тем Мусоргского и Римского-Корсакова. Преображённая таким образом рукой мастера, незамысловатая песня в финальном апофеозе приобретает гимнический характер и символический русский смысл.

После парижской премьеры «Жар-птицы» начинающий композитор встал в один ряд с главными знаменитостями европейского искусства. Стравинский сочинял музыку по уже готовому либретто, выполняя указания балетмейстера Михаила Фокина.

Во втором отделении концерта прозвучала Четвёртая симфония Петра Чайковского. Написанная в 1878 году почти одновременно с оперой «Евгений Онегин», она создавалась в сложное для композитора время, но стала началом эпохи расцвета его творчества. Музыка симфонии автобиографична и полна неподдельных эмоций: её автор признавался, что в партитуре «нет ни одной строчки… которая не служила бы отголоском искренних движений души».

В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь»), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, грёзах, спастись от одиночества, тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.

Замысел симфонии Пётр Чайковский изложил в письме Надежде фон Мекк. Первая часть представлялась композитору «непрерывным чередованием тяжёлой действительности с скоропреходящими сновидениями и грёзами о счастье».  Вторая — «роем воспоминаний». Третью часть он видел «капризные арабески, неуловимые образы». Четвёртая, мажорная, часть симфонии, по мысли Петра Чайковского, разворачивает «картину праздничного народного веселья». Однако звучание знаменитой народной песни в круговороте финала слишком неоднозначно и по-своему инфернально. Композитор оставляет слушателя перед вопросом: торжествует ли его герой над фатумом или всего лишь испытывает иллюзию триумфа?

Интродукция есть зерно всей симфонии, безусловно главная мысль: «Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережёт, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и её никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать».

Владимир Сабадаш (Фото – Роман Романов)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

«Уроки шахматной игры» Александра Алехина - книга гения. Шахматы 4К

«Книга Игр» Альфонса X Мудрого - первая европейская книга о шахматах. «Шахматы 4К»

Светлана Мельникова: «Космос 65: Ренессанс» — это не юбилей. Это начало нового цикла!»

"Царские Шахматы". "Шахматы 4К". Светлана Мельникова

Luxury-Туризм: Роскошь и наслаждение

Шахматы 4К. Шахматы и Космос. Космические шахматы. Автор и ведущая - Светлана Мельникова

Момент: "Поехали!". Преодолей страх ради Космоса! Космос 65 Ренессанс

Момент: "Поехали!" Старт пути инженера. "Космос 65 Ренессанс"

Момент: "Поехали! "Космос 65 Ренессанс"

Юрий Алексеевич Гагарин: первый человек в космосе

Космические шахматы. Первая в мире игра Космос-Земля

#APITV

Категория: Искусство | Добавил: PoAN (05.12.2025)
Просмотров: 2385 | Теги: музыка, API TV | Рейтинг: 10.0/6