Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представил выставку «Августейшие. Куклы», которая рассказывает о том, как вторая половина XIX — начала ХХ века стала золотым веком кукол и активным развитием производства игрушек в целом. В этот период куклы приобрели собственную типологию, их облик соответствовал модным тенденциям, они стали предметами коллекционирования, превратилась в символ определенных идеалов, традиций и стилей.
Выставка в Пушкинском музее дополнена прекрасными живописными полотнами, акварелями, гравюрами, которые подобраны с большой любовью к эпохе и погружающими в её атмосферу. Возможно, «Августейшие. Куклы», вобрала в себя не меньше уникальных раритетов, чем когда-то «Диор: под знаком искусства.
«Кукла XIX века была не только красивой игрушкой, но и инструментом дипломатии и воспитания детей. Она играла исключительную роль в обучении этикету, в том числе детей августейших особ. На нашей выставке представлено большое количество ценных и уникальных экспонатов из частных коллекций и музеев. Мы хотим, чтобы посетители увидели красоту, которая способна воспитать человека, создающего эту красоту. Эта выставка адресована всем, кто помнит, что когда-то был ребёнком», - рассказала Ольга Галактионова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Музеи-участники выставки: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Музейно-выставочный комплекс (г.о. Люберцы), Музей «Собрание», частное собрание Дианы Панской, частное собрание Натальи Курочкиной, частное собрание Татьяны Макеевой, частное собрание Валентины Кибальчич, частное собрание Чапкиных-Руга. В конце XIX века для европейских кукол, продававшихся в России, начали шить наряды, вдохновленные традиционными костюмами губерний Российской империи. Среди экспонатов выставки представлен набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов России, созданный по случаю официального визита во Францию в 1896 году императора Николая II и подаренный его семье. Параллельно и во Франции возникло увлечение этническими образами. На выставке можно увидеть кукол в характерных для французской провинции Бретань костюмах с бретонской кукольной мебелью.
Особое внимание уделяется воссозданию атмосферы детских комнат рубежа XIX–XX века, наполненных игрушками, которые помогали девочкам учиться ведению домашнего хозяйства: миниатюрная плита с набором кастрюль, швейная машинка, кукольные и детские сервизы. Девочкам с раннего детства прививали вкус и желание следовать моде, о чем говорят не только обширные кукольные гардеробы, но и модные журналы. «Мы планировали продемонстрировать многообразие кукол XIX век и показать, что каждая из них несла в себе определенную воспитательную функцию. Наряды кукол были созданы в строгом соответствии с модой и этикетом той эпохи. Источники происхождения костюмов различались: некоторые фабрики привлекали профессиональных модельеров для разработки нарядов, существовали и домашние мастерские, где приглашенная модистка сначала одевала членов семьи, а затем создавала аналогичные костюмы для кукол из тех же тканей», - сообщила Диана Панская. Технический прогресс отразился, прежде всего, на производстве игрушек для мальчиков. В экспозиции представлена детская железная дорога начала ХХ века изготовленная фирмой «Märklin». Изделия этой фирмы были в игровой комнате цесаревича Алексея в Царском Селе. Российское производство металлических игрушек показано предметами фабрики П.П. Талаева, работавшей в Подмосковье в 1910х годах.
Важное место на выставке занимают автоматоны и механические игрушки. Впервые демонстрируются игрушечные французские бульдоги в натуральную величину с подвижной головой, выполненные из папье-маше. Один из разделов выставки воссоздает атмосферу Нового года и Рождества: искусственная ель начала ХХ века, заснеженная карусель с маленькими куколками, рождественский кукольный домик, елочные украшения, а также принадлежавший цесаревичу Алексею французский театр Гиньоль с ширмой и семью перчаточными куклами, которые сопровождали наследника на протяжении всех праздников года. «Главная героиня нашей выставки — фарфоровая кукла, чрезвычайно дорогой предмет. Наша выставка о золотом веке фарфоровой куклы и времени необычного развития игрушек, образования через игру. Куклы были настолько красивыми, что девочка училась ухаживать сначала за ней, а потом за собой и бытом. Именно поэтому в название мы вынесли слово «августейшие», поскольку куклы были доступны только состоятельным слоям населения, дворянству, а иногда исключительно августейшим особам», - сказала Екатерина Лисицына, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки. Выставка «Августейшие. Куклы» продлится в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков по 9 марта 2026 года. Анна Духон (Фото – Сергей Виноградов) ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: «Книга Игр» Альфонса X Мудрого - первая европейская книга о шахматах. «Шахматы 4К» "Царские Шахматы". "Шахматы 4К". Светлана Мельникова Luxury-Туризм: Роскошь и наслаждение Шахматы 4К. Шахматы и Космос. Космические шахматы. Автор и ведущая - Светлана Мельникова Светлана Мельникова: «Космос 65: Ренессанс» — это не юбилей. Это начало нового цикла!» Момент: "Поехали!". Преодолей страх ради Космоса! Космос 65 Ренессанс Момент: "Поехали!" Старт пути инженера. "Космос 65 Ренессанс" Момент: "Поехали! "Космос 65 Ренессанс" Юрий Алексеевич Гагарин: первый человек в космосе Часы «Союз-Аполлон»: Символ единства и космической энергии Космические шахматы. Первая в мире игра Космос-Земля #наука #технологии #космос #APITV #Космос65Ренессанс #МоментПоехали! | |
|
| |
| Просмотров: 2740 | | |







