26 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла презентация ежегодного мониторинга и Рейтинга коммуникационных режимов постсоветских стран. Исследование третий год подряд проводит Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК). Методология и технология мониторинга разработаны в НИИРК и не имеют аналогов. В этом году в работе приняли участие более 400 зарубежных и российских экспертов (что в два раза больше, чем в прошлом году). Проведен ивент-анализ событий в 16 постсоветских странах, контент-анализ государственных документов, заявлений лидеров стран, медиа ресурсов за 2023 год, а также опрос экспертов. Рейтинг презентовали: В обсуждении приняли участие: Десять стран вошли в список дружественных коммуникационных режимов (Южная Осетия, Беларусь, Абхазия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Армения), одна – относительно дружественной (Грузия), и пять оказались на последних позициях рейтинга с отрицательными показателями (Украина, Латвия, Литва, Эстония и Молдова). Республика Южная Осетия впервые участвует в Рейтинге дружественности коммуникационных режимов, страна заняла первое место в Рейтинге – 93,5 балла. Нормы, правила коммуникаций Южной Осетии во многом синхронизированы с российскими подходами и развиваются в направлении формирования единого информационно, социально-экономического, культурно-исторического пространства, на основе взаимной внешнеполитической поддержки и союзнических отношений. Беларусь заняла второе место в Рейтинге дружественности коммуникационных режимов, набрав 87,6 баллов. Второе место этой республики в рейтинге дружественности обусловлено тем, что в 2023 г. в мониторинг введены две новые страны – Южная Осетия и Абхазия, которые заняли первое и третье место соответственно. Абхазия набрала 81,4 балла. Далее в порядке убывания: Кыргызстан – 60,3 балла, Таджикистан – 58,7 баллов, Узбекистан – 55,2 балла, Азербайджан – 50,1 балл, Казахстан – 50 баллов, Туркменистан – 47,1 балл, Армения – 46 баллов, Грузия – 12 баллов. А Молдова по результатам опроса 2022 года была относительно дружественной страной, однако в этом году ситуация изменилась. Республика набрала минус 16,1 балла. В ходе презентации участники дискуссии поделились своим мнением об изменениях в области коммуникаций с постсоветскими странами и дали оценку Рейтингу 2023 года. Владислав Гасумянов выделил несколько причин, которые влияют на динамику коммуникаций в Россией (часто отрицательную): «Во-первых, усилилась поляризация. Причинами являются фундаментальные различия в понимании политическими элитами ценностей будущего мироустройства. Происходит подмена международного права ситуативными правилами игры с нелегитимными арбитрами. На этом фоне сформировалось два мировых полюса – Запад и Мировое Большинство (страны Азии, Евразии, Африки, Латинской Америки и др., объединившиеся в форматы БРИКС, ШОС, ДН и др.). Между этими полюсами сложилась биполярная идеологическая конфронтация. Часть стран постсоветского пространства встроилась в западную модель (Латвия, Литва, Эстония). Часть - находится в переходном состоянии (Украина, Молдова, Грузия) с ориентацией на Запад. Армения и Азербайджан являются колеблющимися странами. Мы назвали это флуктуирующий коммуникационный режим. Другие страны, судя по принимаемым решениям, выбрали Мировое Большинство. С этими странами возможно как полномасштабное сотрудничество (например, Беларусь, Южная Осетия, Абхазия), так и сотрудничество по отдельным направлениям. Вторая причина изменений в коммуникационных режимах стран - это глубинный цивилизационный раскол. Растет конкуренция религий, языков, культур, ценностей. Россия стала лидером борьбы за сохранение традиционных ценностей, за право стран сохранять свои культурно-цивилизационные коды и самобытность. Третья причина динамики коммуникационных режимов – появление новых оснований для трансграничной кластеризации. Основаниями этой кластеризации является отношение к России и русским. Например, антироссйский кластер сформирован странами Прибалтики и Украиной. Другим основанием новой кластеризации, которая проявит себя в будущем, является искусственный интеллект. Бо́льшая часть постсоветских стран не являются лидерами ИИ и вряд ли будут такими в ближайшее время. Поэтому будут зависеть от лидеров ИИ. Соответственно, их коммуникационные режимы тоже будут зависеть от этих стран. Следующая причина динамики коммуникационных режимов - это усиление фактора военной силы. В зависимости от вовлечения в военно-политические блоки или отношения постсоветские страны формируют свой общественно-политический дискурс и правила отношений с Россией и к России. Под влиянием этого фактора трансформируются системы региональной безопасности». Валентина Комлева рассказала собравшимся про структуру, методологию рейтинга и его результат по каждой стране-участнице, выделив общие тенденции в отношении к России у стран, участвующих в рейтинге: - Все более очевидно проявляются особенности мировоззрения новых поколений граждан и элит, у которых не было опыта жизни в СССР, у них ограниченные и политизированные знания о вкладе Российской империи и СССР в развитие их стран и обретение их государственности, они не участвовали в формировании постсоветской модели отношений в 1990-е г, не неся ответственность за ранее достигнутые договоренности и в ряде случаев пересматривает их, оставляя свой след в истории. - Отмечается конкуренция культурно-цивилизационных миров и тенденции к интеграциям в форматах: «Иными словами, мы констатируем факт политизации истории и выборочной негативной маркировки отдельных стран. Наибольшим изменениям подвергаются условия для медиакоммуникаций, историческая политика, языковая политика», - завершила свой доклад научный редактор рейтинга дружественности. В своем приветственном слове Евгений Минченко отметил, что динамика изменения рейтинга по сравнению с предыдущими годами выглядит тревожно: «Меня тревожат такие страны, как Казахстан, Армения и Молдова. Потому что Казахстан в свое время был пионером интеграции на постсоветском пространстве. А Назарбаев был главным идеологом различных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. И тот факт, что Казахстан в рейтинге 2023 года сдвигается по показателям, выглядит достаточно тревожно. Что касается Армении, то власти этой страны заигрались в такую игру, когда любые свои ошибки и недоработки, они списывают на Российскую Федерацию. И это постоянное колебание - вбрасывание каких-то идей, потом отскакивание назад, характеризует сложившуюся ситуацию между нашими странами не в лучшем виде». Олег Карпович вспомнил про 15 тыс. незаконных экономических санкций против России, отметив, что сейчас наша страна председательствует в БРИКС: «Это открывает для нашей страны активные возможности, чтобы рассказать честно всему миру, что происходит на территории Украины, что происходит у наших государств-соседей». Спикер также напомнил, что есть такое пространство, как ближнее зарубежье. «Это пространство в разделе концепции внешней политики находится на первом месте. Ближнее зарубежье для нас наиболее важное, скажем так, территориальное образование государств-наших соседей, бывших советских республик, с которыми мы должны научиться строить отношения добрососедства, научиться начинать слышать друг друга и слушать». Николай Грибин отметил, что рейтинг не имеет аналогов, это колоссальный инновационный труд, честный взгляд на сложившуюся ситуацию: «Я довольно долго проработал в системе иностранных дел и Владислав Иванович согласится со мной, что во всей нашей внешнеполитической империи всегда, пусть чуть-чуть, но присутствует (особенно в советское время, когда прошел Съезд - надо подстроиться) некая предвзятость и манипулирование ситуацией в свою угоду. Здесь чистый, честный, абсолютно деловой подход к проведению и анализированию рейтинга». Как депутат Госдумы Аркадий Свистунов отметил важность этого рейтинга для его работы, в частности особый интерес вызывает межпарламентская коммуникация. Спикер также вспомнил политику железного занавеса, в которой нас обвиняли многие страны: «А сейчас они сами это сделали - вот как мир перевернулся. Это с одной стороны так, а с другой: отменяются и видоизменяются какие-то векторы, но глобальное сотрудничество продолжается, его невозможно остановить. Просто работа перестраивается на другие рынки, другие коммуникации. И мы видим, что вот эти страны-участники рейтинга будут сейчас выбирать своих лидеров. Сейчас лидер Китай - все это понимают. И наше сотрудничество с Китаем для них будет очень-очень важно». Антон Рыбаков отметил важность и нужность проведенной работы и заметил, что чем больше подобных рейтингов накопится у НИИРК, тем проще и лучше будет ему выполнять свою работу. «Для нас, Управления Администрации Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, этот рейтинг представляет не только познавательный, но и вполне практический интерес. При всей очевидности положения стран в этом рейтинге, мы отмечаем большой смысл этого продукта. Он отличается систематизацией этих знаний, этой информации, и структурированием того, что является важным, является определяющим. Это должно определять отношения с теми или иными государствами. Это с одной стороны. А с другой - смысл любого рейтинга - это показать развитие ситуации в динамике. Сейчас мы находимся на презентации третьего такого рейтинга. Чем больше их будет становиться, тем больше материала для сравнения и анализирования сложившейся ситуации в мире мы будем иметь», - сказал он. Документ будет отправлен для работы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, в государственные органы, занимающиеся внешнеполитической деятельностью, а также в вузы и научные организации. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Глава МИД России Сергей Лавров выступил на пленарном заседании СМИД «Группы двадцати» Россия в штаб-квартире ЮНЕСКО представила презентацию в Международный день родного языка Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров посетил с визитом Венесуэлу Министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил с визитом Кубу Светлана Мельникова: «Голубые зоны» Земли – создай место своего счастья!» Агентство Популярной Информации API TV | |
| |
Просмотров: 1608 | | |