25 ноября в Государственном центральном музее кино состоялось открытие выставки «Собиратели земель русских». В церемонии приняли участие директор Государственного центрального Музея кино Лариса Баженова, Директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак, директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Наталья Шашкова, директор Российской государственной художественной галереи Виталий Зотов, директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов, директор Музея городского хозяйства Москвы Мария Рахчеева и другие гости. Выставка посвящена трем правителям, сыгравшим поворотную роль в формировании современной карты России: Ивану Грозному, Петру Первому и Екатерине Великой. Выставочный проект через кино и контекст представляет перечисленных деятелей как собирателей русских земель, самодержцев, связанных с образом могучей Империи. Среди предметов на выставке представлены костюмные комплексы из фильмов «Иван Грозный» (1944–1945), «Юность Петра» (1980), «Русский бунт» (1999) и работы российского художника по костюмам Дмитрия Андреева, а также эскизы декораций и костюмов к перечисленным фильмам, фотографии съёмочного процесса и другие материалы из фондов Музея кино. Проекции в пространстве выставочных залов с кинофрагментами, звуками и шумами создают эффект движущегося, пластичного пространства, отвечающего динамической природе кинематографа. А с помощью интерактивных исторических карт можно проследить, как менялась территория России при разных правителях. В декабре 2024 года в Музее кино состоится приуроченная к выставке программа кинопоказов. «Мы впервые создаем выставку своими силами, без привлечения дизайнера. Для нашей команды это большой вызов, но, уверена, мы справились с ним достойно. При создании проекта мы ставили задачу провести параллели между кинообразами правителей и реальными историческими личностями — только так можно определить, где создатели фильмов полагались на точность, а где переосмысляли историю с художественной точки зрения. Огромную благодарность хочется выразить Министерству культуры Российской Федерации, без их поддержки выставка бы не состоялась», — выступила с приветственным словом директор Музея кино Лариса Баженова. «Стремление делать выставки своими силами – это большое событие для музея, шаг в сторону воспитания новой выдающейся плеяды кураторов. И для меня выставка особенно интересна тем, что в Государственном литературном музее хранятся авторские черновики романа «Пётр Первый» Алексея Толстого, переписка писателя с книжными издателями и редакторами «Нового мира», в котором печатался журнальный вариант произведения. Теперь время посмотреть на Петра Великого не через призму литературы, а через призму кино», — отметил Директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак. «Несмотря на то, что проект рассказывает о больших правителях, мы как Музей кино не претендуем на историческую точность. В центре нашего исследования — художественный образ. Выставка ответит на вопросы о том, при помощи каких средств и приемов киноязыка кинематографисты переносят на экран исторические события. И насколько художественная интерпретация и образы больших исторических деятелей расходятся с конкретными историческими фактами, насколько эти допущения и трактовки целесообразны в игровом кино. На нашей выставке представлено огромное количество костюмов – для кого-то взгляд на эту изящную работу станет импульсом к изучению истории. И это уже будет победа для нас», — подчеркнул куратор выставки, научный сотрудник выставочного отдела Музея кино Никита Котик. Экспозиционное пространство выставки логично поделено на три основных зоны: Петр Первый (морская тематика и флот, дворцы), Екатерина Великая (дворцы, эпоха Просвещения, русская зима) и Иван Грозный (царские палаты). Личность Петра Великого — создателя регулярного российского военно-морского флота — раскрыта, прежде всего, через морскую тему. В этом разделе представлены плакаты, эскизы и рабочие моменты съемок фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, реж. Сергей Герасимов), «Петр Первый» (1937–1938, реж. Владимир Петров). Студенческие костюмы для фильма «Юность Петра» и воссозданная атмосфера шумной верфи погружают в пространство фильмов о первом российском императоре. Объединяет разделы о Петре I и Екатерине II фильм «Адмирал Ушаков» (1952, реж. Михаил Ромм) с несколькими эскизами на морскую тематику. Центральным фильмом раздела стала экранизация пушкинской «Капитанской дочки» — «Русский бунт» (1999, реж. Александр Прошкин) с обилием костюмов, эскизов к ним и фотографий рабочих съемок — преимущественно в зимнем антураже. Другой фильм раздела — «Михайло Ломоносов» (1986, реж. Александр Прошкин), раскрывает екатерининскую эпоху через образование и Просвещение, непреложные символы, знаменующие царствование Екатерины Великой. Заключительный и кульминационный, объединяющий героев воедино раздел выставки посвящен двум фильмам об Иване Грозном — великой дилогии Сергея Эйзенштейна (1945) и проекту Ивана Пырьева (1953), который так и не был снят. Кинообразы Ивана Грозного для многих зрителей равнозначны самому архетипу Царя — властвующего самодержца, жестко определяющего путь государства. На восприятие сработало визуальное воплощение образа государя из фильмов и театральных постановок. Эскизы этих костюмов и декораций будут представлены на выставке, как и костюмы к фильму Сергея Эйзенштейна. Выставка будет доступна для посещения до 23 марта 2025 года. ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: В Торжке открылась выставка «Высшая проба. Золотное шитьё в кино» Место и роль туризма в экономике России Город Лукоянов отмечает 245 лет со дня основания Андрей Поляков - русский Индиана Джонс Андрей Поляков: «Мы применяем новейшие технологии в наших экспедициях» "Оперетта Land". Программа «Оперетта – любовь моя!». Ведущая Светлана Мельникова По Волге и Оке. Нижний Новгород. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина - 2024" Большое Болдино. А.С. Пушкину – 225. Проект «Гении Руси». Экспедиция Андрея Полякова Памятник Петру и Февронии. Муром. Владимирская область Первый этап экспедиции «По Пути Афанасия Никитина -2024» завершился Афанасий Никитин – Гений Руси. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина – 2024» Этнопарк эрзянской культуры. Лукоянов Спасо-Преображенский собор. Тверь. Экспедиция «По Пути Афанасия Никитина – 2024» Памятник Андрею Рублёву во Владимире. Проект «Гении Руси» Памятник Александру Пушкину во Владимире. Проект «Гении Руси» API TV и Андрей Поляков запустили проект «Гении Руси»Косметика: история, понятие, виды и различия Агентство Популярной Информации API TV | |
| |
Просмотров: 3870 | | |