menu
person

«Драконы Востока» предстали во всей красе в Музее Парка Горького

Выставка «Драконы Востока» открылась 2 марта в Галерее Музея Парка Горького. Экспозиция создана совместно с Государственным музеем Востока.

Дракон занимает важное место в мифологии восточных народов. Две великие цивилизации – Китай и Индия – и их богатые культурные традиции оказали мощное влияние на формирование образов драконов и гибридных мифических существ в странах Юго-Восточной и Центральной Азии.

«На этой выставке представлены 18 разных регионов. На стендах можно увидеть драконов или существ, которые являются их аналогами», - сообщила Анна Голда, искусствовед, куратор выставки «Драконы Востока».

Самый известный культовый мифический персонаж в Китае - дракон-лун. Именно ему посвящен наступивший 2024-ом год. Однако у китайцев в почитании и другие виды драконов: змеевидный с телом, покрытым чешуёй, дракон-цзяо; крылатый дракон-инлун; рогатый дракон-Цю;  безрогий дракон-чи. 

Согласно китайским преданиям, в древности драконов-лун разводили и содержали в домашних условиях. Именно такими прирученными животными обладали потомки царя Шуня, а также цари династии Ся. По мере деградации династии, секрет ухода за драконами был утрачен, и они вымерли. Именно с этими легендами и увязывают драконов с символами верховной власти. Основными образами дракона-лун являются Жёлтый дракон, Бирюзовый дракон и Небесный дракон Тяньлун.  

Другие драконы олицетворяют повелителей стихий, а легенды о них, как правило, привязаны к той или иной местности.

«Ряд народностей считали драконов своими предками, например, в Юго-Восточной Азии, где есть народ падаунг, они считают, что их племя ведёт своё происхождение от драконихи. Представители этой народности носят шейные кольца и искренне верят, что с дракона началась их история», - рассказала Анна Голда.

В Японии философские, религиозные и эстетические воззрения отразились в сложении уникального образа японского дракона. Нет сомнений, что на японские острова он попал из Китая.

Согласно мифам, первый император Японии был потомком дочери бога-дракона.  В древнейшем японском литературном памятнике Кодзики (713-й год н.э.) говорится, что при создании Вселенной появилось пять божеств, от которых впоследствии произошло множество других божественных существ, в том числе и драконов.

Дракон почитался как бог воды и жил в океанах, сражался с другими богами и мог принимать облик человека. Он был символом мудрости, силы, могущества и успеха. В японских преданиях существует только четыре категории драконов, а в китайских - ещё и пятая: Небесный дракон, защитник божеств, Духовный дракон, бог ветра и дождя, Сухопутный дракон, хранитель рек и океанов, Дракон-защитник сокровищ, охраняющий драгоценные камни, Императорский дракон, символ китайской династии.

Японских и китайских драконов можно отличить по количеству когтей – в Японии их всегда три, в Китае - четыре или пять, причём пятый всегда символизирует императорскую власть. Изображение пятого когтя обычным драконам могло дорого обойтись художникам и скульпторам Поднебесной.

Самые известные японские драконы – Рюдзин, Ямата-но, Ороти, Сэйрю.

Ярким своеобразием обладает облик драконов в миниатюрах Ирана и в декоративно-прикладном искусства Узбекистана.

Истоки упоминаний драконов у древних персов восходят к Авесте, священной книге Зороастризма, в которой герой вступает в поединок с демоническим существом. В классической персидской литературе драконы упоминаются в знаменитом эпосе «Шахнаме» поэта Фирдоуси, где с ними сражаются витязи, такие как Рустам – потомок некоего могучего властелина по имени Феридун, сыновья, внуки и правнуки которого бились с мифическими монстрами на протяжении веков. 

В Узбекистане драконы и змеи также широко представлены в самых различных сферах изобразительного искусства. Например, в живописи Пенджикента присутствует изображение дракона с головой крокодила и телом в виде мощных колец, служащего седалищем-троном для женской четырёхрукой богини, отсылая зрителей к традиционным образам Индии.

Чудище, с которым сражался вышеупомянутый Рустем, представлен в Узбекистане в сложном виде – с головой львицы, верхняя часть туловища и руки человеческие, с их плеч растут крылья, остальная часть изображается в виде змеиного хвоста. В современных преданиях змеи и драконы олицетворяют плодородие и сохраняются атрибутом иконографии женского божества юга Средней Азии. Иногда образы дракона используются в традиционной узбекской глиняной игрушке-свистульке Хуштак.

«Историческая «вилка» очень большая, здесь есть вещи, которые были созданы и до нашей эры, и те, которые появились уже в 20-ом веке, то есть получился очень широкий разброс, причём, не только хронологический, но и в плане используемых техник, материалов», - подчеркнула Анна Голда.

На выставке также можно увидеть, каким представляли дракона в Мьянме, Лаосе, Камбодже, Непале, Бурятии, Тыве, Туркестане и других странах. Около 130 драконов дадут возможность познакомиться с разными версиями этого фантастического создания и узнать больше о его значении в жизни и культуре народов Востока.

Образовательно-просветительский проект представлен в формате фотокопий. Все оригинальные предметы находятся в коллекции Государственного музея Востока.

Выставка «Драконы Востока» будет работать до 28 апреля 2024-го года. Галерея Музея Парка Горького расположена в Арке Главного входа.

Андрей Поляков, Светлана Мельникова (Фото – авторов)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Музей Востока проводит копийную выставку «Драконы Востока» в Музее Парка Горького

Татьяна Метакса: «Музей Востока необычайно значим для развития дружбы с самыми разными странами»

Выставка «Отблески радости. Ткани и вышивки Индии» откроется в Музее Востока

Музей Востока представил выставку «От Тимуридов к Сефевидам: книжное искусство Ирана в XV — начале XVI в.»

Илья Зайцев: «Мы впервые показываем 18 листов из Корана бухарского эмира»

Древние курганы Хакасии. Экспедиция Андрея Полякова "Цивилизации Юга Сибири"

Андрей Поляков - русский Индиана Джонс

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Искусство | Добавил: PoAN (02.03.2024)
Просмотров: 3264 | Теги: драконы, Музей Востока, API TV | Рейтинг: 5.0/78