menu
person

«Реквием» Альфреда Шнитке и «Пушкинский венок» Георгия Свиридова исполнили в ММДМ

9 февраля в зале Шнитке Московского международного дома музыки прошел третий концерт абонемента Московского государственного академического камерного хора. В программе - «Реквием» Альфреда Шнитке и «Пушкинский венок» Георгия Свиридова. Дирижер - Тимофей Гольберг. 

Реквием — рубежное и, одновременно, одно из самых концептуальных сочинений Альфреда Шнитке. Замысел родился во время работы над Фортепианным квинтетом. Изначально одна из частей этого сочинения представляла собой инструментальный реквием в миниатюре. Вскоре Шнитке получил заказ от Государственного академического театра имени Моссовета на музыку к спектаклю «Дон Карлос» (по трагедии Фридриха Шиллера); основой саундтрека должен был стать Реквием. Но сочинение переросло заданные рамки. Реквием завершен в 1975 году, премьера прошла в 1977 году в Будапеште (Венгрия), а на родине Шнитке, в СССР, произведение долгое время «гуляло» в магнитофонных записях, и восторженные отклики передавались буквально из уст в уста.

Важнейшая особенность Реквиема — в смелом соединении стилей (от барокко до авангарда), «высокого» и «низкого», Зримое воплощение контрастов — состав исполнителей: наряду с традиционными для духовной музыки хором и органом участвуют фортепиано, челеста, ансамбль ударных и духовых, электрогитара и бас-гитара. Реквием — одновременно одно из высших выражений полистилистики (принцип, сформулированный композитором, означает, что материалом для творца становятся буквально все звуки нашего мира) и так называемой «новой простоты».

«В Реквиеме Шнитке многочисленные музыкальные аллюзии, контрастные стили спаяны в единую философскую и музыкальную концепцию. В этой концепции барокко — образ идеального, но утраченного мира, диссонансы — хаос мира сегодняшнего. Реквием — музыка без начала и без конца: как известно, последний номер нота в ноту повторяет первый. Это как у Блока: “Умрешь — начнешь опять сначала, /И повторится все, как встарь…”. Это не только бесконечное, но и вечное сочинение. Оно как бы рождается, зреет внутри тебя, — но оно и опустошает, вычерпывает твой духовный сосуд до дна…», - рассказал Художественный руководитель Хора Минина Тимофей Гольберг.

В программу также вошло сочинение, написанное в 1979-ом году именно для Московского камерного хора и его основателя и первого художественного руководителя Владимира Минина, - "Пушкинский венок" Георгия Свиридова. 

В концерте приняли участие: Маргарита Петухова (сопрано), Маргарита Ожерельева (сопрано), Алена Шабалина (меццо-сопрано), Светлана Лухманова (меццо-сопрано), Николай Шарапов (бас), Юлия Любимова (сопрано), Татьяна Никитюк (меццо-сопрано), Ольга Федорищенко (сопрано), Евгения Сорокина (сопрано). Ансамбль ударных в составе: Александр Суворов, Илья Мелихов, Кирилл Лукьяненко, Виталий Мартьянов; Татьяна Емельянова (арфа), Елена Ильина (фортепиано).

Солисты второго отделения: Маргарита Сайгина (меццо-сопрано), Юлия Золотарева (сопрано), Евгения Сорокина (сопрано), Маргарита Петухова (сопрано), Светлана Лухманова (меццо-сопрано), Олег Куликов (тенор), Мария Мерцева (сопрано), Татьяна Никитюк (меццо-сопрано). Инструментальный ансамбль в составе:Александр Суворов, Илья Мелихов, Кирилл Лукьяненко, Виталий Мартьянов (все — ударные), Константин Григорьев (труба), Иван Ирхин (тромбон), Алексей Заволокин (электрогитара), Сергей Сокулер (бас-гитара), Марианна Высоцкая (орган), Ольга Федорищенко (челеста), Елена Ильина (фортепиано).

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

РНО, Вадим Репин и Александр Рудин выступят в рамках абонемента "Вершины мастерства"

Музыкальный марафон «Главные детские песни» приедет в Новосибирск

Кинопрограмму «Три возраста любви» покажут в Музее кино

Фильм «Сказки Гофмана». Скоро в кино!

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Искусство | Добавил: PoAN (14.02.2024)
Просмотров: 1234 | Теги: API TV, музыка | Рейтинг: 5.0/23