menu
person

Уникальную Икону «Страшный суд» начала XV века представили в Москве

В Успенском соборе Московского Кремля представили уникальную икону «Страшный суд». Это один из древнейших памятников из собрания собора, ранее висевший в его южном пристенном иконостасе. В 2016 году икона была отправлена на научную реставрацию. И спустя девять лет отреставрированный памятник искусства XIV-XV веков наконец возвращен в Успенский собор.

Икон у представили: Генеральный директор Музеев Московского Кремля Гагарина Елена Юрьевна, Художник-реставратор высшей категории Елена Александровна Юдина, Старший научный сотрудник, хранитель Успенского собора Алексей Геннадьевич Барков.

На протяжении многих десятилетий икона находилась в экспозиции собора, в южном пристенном иконостасе, покрытая потемневшим реставрационным лаком 1920-х годов - времени, когда памятник впервые был раскрыт от позднейших записей и олифы. «Было впечатление, будто ты смотришь на икону через почти непрозрачное темно-коричневое стекло, колорит очень сильно сказался, сложно было судить о сохранности живописи, потому что многие возможные утраты не были различимы из-за толстого темного слоя олифа на поверхности»,— объяснила Елена Юдина. Это и явилось причиной принятия решения о необходимости реставрации.

В 2016 году в мастерских Музеев Московского Кремля началась масштабная научная реставрация живописи с применением всех современных методов исследований. Ведущий художник-реставратор Лариса  Владиславовна Гущина, самый опытный сотрудник отдела реставрации, на протяжении почти девяти лет кропотливо работала над раскрытием иконы, бережно сохраняя остатки авторской живописи. Особенную трудность представляла работа под микроскопом, так как работа очень велика по размеру.  Реставраторы подчеркнули, что все решения по ходу реставрации утверждались коллегиально, был проведён большой объем научных исследований на всех этапах работы.

При проведении исследований живописи иконы в инфракрасном и рентгеновском спектре были обнаружены ранее неизвестные фрагменты авторской живописи, скрытые при поздних подновлениях памятника. Стали видны многие детали, например, изображения животных в композиции «земля отдаёт своих мертвецов» и «видение пророка Даниила». Выявились некоторые надписи, интересные детали костюмов и фонов. Завершение работ по реставрации иконы подтвердило предположение исследователей о её принадлежности к искусству Московского княжества рубежа XIV - XV столетий. Тем самым исследователи Музеев Московского Кремля могут с уверенностью говорить о том, что образ из Успенского собора - один из самых ранних примеров в русской иконописи обращения к теме «Страшного суда», сохранившихся до настоящего времени. Кроме того, икона, по всей видимости, являлась одним из главных иконографических прототипов аналогичной сцены в росписи 1408 года в Успенском соборе города Владимира, авторами которой были Даниил Чёрный и Андрей Рублёв.

Представленная икона имеет огромную ценность, так как по мнению специалистов, которое выразил Алексей Геннадьевич Барков – хранитель Успенского собора, сохранилось лишь порядка 5 процентов памятников такого раннего периода русской иконописи. Счет таких памятников идет на единицы и подвергшаяся реставрации икона привлекает особенное внимание и является одним из ценнейших важнейших национальных достояний.

Сюжет иконы восходит к целому комплексу текстов Ветхого и Нового Заветов. На иконе в символическом виде представлена кульминация земной человеческой истории - конец времен и второе пришествие Спасителя, во время которого должен состояться последний суд над всем человечеством. В верхней части представлено явление Христа во славе с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечей, а также двенадцать апостолов, восседающих на престолах в окружении сонма ангелов. В центре изображен сам Суд - взвешивание грехов человеческих на весах в божественной деснице. По сторонам от неё - праведники и грешники, идущие на Суд. Нижнюю часть занимает несколько сцен. Слева вверху - видение пророка Даниила о грядущем всеобщем воскресении с трубящими ангелами и символическими изображениями земли и моря, отдающими тела умерших. Правую часть занимает изображение геенны огненной, в центре которой восседает сатана с фигурой Иуды на коленях. Ниже помещены круги ада с мучениями грешников. Левая нижняя часть иконы отведена изображению праведников, идущих к вратам рая. Сам рай изображен в виде сферы, состоящей из нескольких кругов, в центре которой - Богоматерь на престоле с предстоящими ангелами.

«В 2016 году икона "Страшный суд", которая находилась здесь, в Успенском соборе,  попала в реставрацию… Как нам кажется, удалось получить абсолютно новые данные об этой иконе и серьезно уточнить датировку этой иконы – это конец XIV – начало XV века - время расцвета древнерусской живописи. Это время, когда здесь работал Андрей Рублев, а также греческие мастера, которые в это время очень активно приезжали на Русь», - рассказала генеральный директор музея Елена Гагарина.

Светлана Юрьева, Анна Духон (Фото - Юрий Покровский) 

Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина - 2025" в настоящее время фиксирует уникальные памятники древнерусского искусства. В этом году на маршруте участников проекта - Москвоская, Тверская, Ярославская, Костромская, Вологодская и Архангельская области). 

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Памятник Андрею Рублёву во Владимире. Проект «Гении Руси»

Давид Поляков: «Nihil est impossibile. Нет ничего невозможного!»

Экспедиции Андрея Полякова 2025. Старт дан

Андрей Поляков. Экспедиция «По Пути Афанасия Никитина». Продолжение следует

Древний город Владимир. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина»

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Древние люди из Сунгиря. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина»

Удивительные древние люди из Сунгиря. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина»

Древний город Муром. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Древний Городец. Телепроект. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Древний город Городец. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина" на телеканале "Калейдоскоп"

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. История памятника. Телепроект Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Нижний Новгород. Кремль. Чкаловская лестница. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина"

Красный Остров и Мишарские татары в программе "Экспедиция Андрея Полякова"

Пушкин и Большое Болдино. Телепрограмма "Экспедиция Андрея Полякова: По Пути Афанасия Никитина"

Пушкин и Болдино. «Экспедиция Андрея Полякова: По Пути Афанасия Никитина». Новый выпуск на «Калейдоскоп-ТВ»

Село Большое Рыбушкино - Татарская Европа Нижегородской области

Телепрограмма "По Пути Афанасия Никитина". Выпуск 1. Маршрут 2024. "Экспедиция Андрея Полякова"

Этнопарк эрзянской культуры. Лукоянов

Давид Поляков: «Cogito ergo sum. Мыслю, следовательно, существую»

Афанасий Никитин – Гений Руси. Экспедиция Андрея Полякова «По Пути Афанасия Никитина – 2024»

По Волге и Оке. Нижний Новгород. Экспедиция Андрея Полякова "По Пути Афанасия Никитина - 2024"

Памятник Андрею Рублёву во Владимире. Проект «Гении Руси»

Большое Болдино. А.С. Пушкину – 225. Проект «Гении Руси». Экспедиция Андрея Полякова

Агентство Популярной Информации API TV

Категория: Искусство | Добавил: PoAN (23.07.2025)
Просмотров: 3032 | Теги: икона, API TV, экспедиция | Рейтинг: 5.0/33